Как-то давным-давно в детстве я катался на детской железной дороге в Новомосковске. Запомнилось на всю жизнь. Оказавшись на майские праздники в Тульской области, мог ли я не заехать в Новомосковск?
Прежде всего, я был сражён наповал дорогой под названием "М4-Новомосковск". Великолепное четырёхполосное шоссе с гладким как стол покрытием и разделительным газоном. Жаль, длина дороги всего 17 км.
Это шоссе кончается прямо у Детского парка, известного тем, что в нём помимо Детской железной дороги находится ещё исток Дона(!). Помню раньше там даже стояла в подтверждение табличка.
Итак в 1953 году, когда в городе Сталиногорске запустили детскую дорогу, на ней было всего две станции - Берёзки и Дубки. Поезд ходил по кольцу длиной 2 км вокруг парка и тянул его настоящий паровоз.
Особая ценность той детской дороги была в том, что рядом проходили пути настоящей железной дороги.
В 1961 году Сталиногорск был переименован в Новомосковск, а 1970 год ознаменовался переходом Новомосковской дороги с паровой тяги на тепловозную.
В 1972 году в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации станция Дубки была переименована в Пионерскую. Кстати, до этого года поезда ходили по часовой стрелке, а теперь их пустили в обратную сторону.
В 1979 году, на северо-востоке дороги была построена посадочная платформа Юннатская.
В январе 2008 года Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой в России. Несмотря на это, в 2010—2012 годах была проведена её реконструкция стоимостью свыше 300 млн рублей.
В ходе реконструкции в сентябре 2010 года на детскую железную дорогу прибыл новый тепловоз ТУ10-002 («Колибри»). Были закуплены и новые вагоны.
В том же 2010 году был проведён капитальный ремонт пути, уложены железобетонные шпалы, немного изменилась схема дороги. Построены две новые станции: «Парковая» (Пионерская) и «Исток Дона».
Хотя, старые вагончики мне больше по душе.
А что для Вас Новомосковская железная дорога?